• РЖД проводит круглый стол о реформе железнодорожного транспорта

    27.11.2009 (11:32)
    "Реформа железнодорожного транспорта 2010. Рынок или монополия?"

    РЖД сегодня проводят круглый стол. На повестке дня - будущее грузовых и пассажирских перевозок, передает ПРАЙМ-ТАСС.

    На этой неделе РЖД объявили о создании новой дочки - Федеральной пассажирской компании с уставным капиталом почти 137 миллиардов рублей. Так что на рынке перевозок - по-прежнему один игрок. И он диктует правила.

    У РЖД останутся только рельсы и локомотивы. Федеральной пассажирской компании (ФПК) отойдут весь парк вагонов, вагоноремонтные депо, административные здания, кассы и терминалы. В будущем - и штат машинистов. Дочку для пассажирских перевозок РЖД создает по принципу Первой Грузовой компании (ПГК). Она появилась в 2007 и должна была обеспечить конкурентоспособность в отрасли, поскольку другими собственникам подвижного состава невозможно было соперничать с РЖД, как естественным монополистом. С помощью ФПК головной офис избавится от перекрестного субсидирования, говорят эксперты. Сейчас пассажирские перевозки финансируются за счет грузовых. И выделение этого бизнеса в отдельную компанию позволит увеличить прозрачность.

    Будет видно, куда уходят деньги и сколько компания зарабатывает на пассажирских перевозках, сказал в интервью Business FM директор аналитического департамента УК Ингосстрах инвестиции Евгений Шаго: "Если компания активно займется повышением рентабельности пассажирских перевозок, безусловно, это отразится на ценах, они увеличатся. Но, скорее всего, в ближайших планах такого нет. Более разумный способ повышения прибыльности этой компании - это, все-таки, не увеличение цен, которые давно уже конкурируют с авиационным транспортом, а все-таки, сокращение издержек, создание федеральной пассажирской компании, как отдельного юридического лица".

    ФПК будет контролировать издержки и возможно приведет к рентабельности пассажирского бизнеса. Однако на ближайший год таких планов строить не стоит, говорят эксперты. Пассажиропоток по-прежнему падает (сейчас минус 11 процентов), цена не снижается. И при этом никакой конкуренции.

    Частные пассажирские перевозчики на железных дорогах России представлены чисто символически - их доля на рынке всего полпроцента, остальное контролирует РЖД, и о демонополизации говорить не приходится, хотя такой сценарий рассматривается, говорит партнёр компании "ФБК" Игорь Николаев: "С созданием ФПК, во всяком случае, в обозримой перспективе, появляется шанс, что до 10% пассажирооборота будет у независимых перевозчиков. Цифра, 10% пассажирооборота, которую собираются отдать независимым перевозчикам, в общем-то, особо ничем не обоснована. И, в данном случае, я считаю, это определённый недостаток. А почему не 15, не 20%? Но, как я уже сказал, что лучше такое начало по демонополизации, чем вообще никакого".

    Сколько в итоге РЖД отдаст частникам, пока не известно. Как и то, кого пустят на рынок. Однако будущее у частых перевозчиков в России есть, говорят эксперты. Но только на отдельных направлениях, где можно быстро заработать и окупить инвестиции - как вариант - аэроэкспрессы. У РЖД есть два сценария развития Федеральной пассажирской компании. В первом - дочка железных дорог получит почти 260 миллиардов рублей инвестиций. По второму - амбициозному плану - 442,5 миллиарда. И это в течение 2010-12-ого годов. Разницу в цифрах эксперты связывают с тем, что до сих пор не определён источники финансирования.

 
 
 
 

Лицензия серии АВ №416503 выдана Министерством транспорта и связи Украины 19.08.2008 г.


Уважаемые посетители сайта! Мы постоянно работаем над усовершенствованием нашего сайта.  

Будем рады получить Ваши предложения по адресу: office@interport.com.ua