Вся информация взята с журнала "Стратегии"
"Пути преодоления препятствий,
возникших перед бизнесом,
методами экономии, внедрения
инвестиций
и борьбы с недалекими чиновниками"
НАНОСТРАТЕГИИ
Кризис ломает стереотипы «правильности»
ведения дел. Значит, лидеры могут обновить
привычные шаблоны мышления
Алексей Коваленко
генеральный директор биотехнологической компании «НПП «Ариадна»,
Одесса
Сел на велосипед — крути педали, таков основной принцип
стратегического управления. Эту фразу как совет или девиз я услышал
от очень уважаемого мною владельца крупнейшей фармацевтической
дистрибьюторской фирмы. В какой-то момент я понял, что в ней
содержится суть любого успешного бизнеса.
Каждый из нас, владельцев или топ-менеджеров, должен постоянно
отвечать на вопросы: «что делать?», «как?» и «когда именно?».
Конечно, их можно забыть, от них можно уклоняться, однако в таком
случае придется забыть об успехе, потому что всегда найдутся те, кто
не побоится ни таких вопросов, ни ответов. В результате выиграет тот,
кто в своей сфере бизнеса первым начнет играть на опережение. Ведь
приз один, и он достанется лидерам. Вчерашние ответы для завтрашних
вопросов
Каждый из нас знает, что крупнейшие культурные достижения,
величайшие изобретения и наиболее успешные предприятия создавались в
период трудностей. Масштаб этих достижений заставляет снова и снова
возвращаться к их анализу и поиску рецепта успеха. Самый исторически
близкий для нас — это кризис 1990-2000 годов. За этот период выросло
множество бизнесов, каждый из которых возглавляет человек, нашедший
успешный рецепт ведения дел для того времени. Сегодня пока рано
анализировать успех прошедших лет с точки зрения исторической
перспективы, однако уже видно, что для многих тогдашний успех
оказался мгновением.
Еще один не столь далекий от нас кризис — война 1939-1945 годов.
Анализ можно проводить как на уровне политики, так и экономики, а
также рассматривать ситуацию по результатам на сегодняшний день.
На мой взгляд, самые выдающиеся результаты при интегральной оценке —
у Японии и ее бизнеса. Страна, проигравшая в войне, подвергнутая
ядерной бомбардировке, не имеющая ископаемых ресурсов, уровень
бедности которой оценить затруднительно, получившая международный
запрет на формирование собственной армии — это лишь краткая
характеристика ситуации в Японии в 1945 году. Сегодняшнее состояние
дел очевидно: Япония — страна-лидер, корпорации которой эффективно
теснят конкурентов на их собственных национальных рынках. Очевидные
факторы успеха — качество продукции, ее высочайший технологический
уровень и удивительно низкие цены на такие «игрушки».
Самым интересным и сложным является «нулевой вопрос»:
стратегическое управление начальными этапами инновационного
бизнес-процесса. Кризис ломает устоявшиеся критерии «правильности»
ведения дел. Сейчас лидеры могут переосмыслить и обновить бизнес,
найти новые контакты в самых разных областях деятельности. Нередко
случается так, что чем сложнее найти взаимопонимание, тем выгоднее
может оказаться результат сотрудничества.
Возможно, нам, проходящим нынешний кризис, будет полезно, как
японцам в свое время, заглянуть в будущее и пофантазировать — а что
нас ждет там. Ведь тот, кто верно ответит на поставленный вопрос
сегодня и начнет инвестировать раньше других, получит доход во много
раз превышающий все разумные проценты по депозитам. Конечно, риск
таких инвестиций полностью ложится на рационально-интуитивное
решение лидера. В подобных вопросах должен быть точен сам лидер,
потому что гарантий получить невозможно.
По материалам книги
Чипа Хита и Дэна Хита
«Созданные, чтобы прилипнуть: почему некоторые идеи выживают, а другие
умирают» («Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die»), 2007.
■
|
|
|