ТАМОЖНЯ

 

"Транспорт" №4 (692) - 25.01.2012 г

 

Новый Таможенный кодекс может вступить в силу уже через 3 месяца

Об этом заявил во время пресс-конференции директор организационно-распорядительного департамента, член коллегии ГТСУ В. Бондарь.

"Мы ожидаем, что в ближайший месяц..., когда парламент начнет работать, он примет Таможенный кодекс в окончательной редакции с учетом правок Президента. Дальше уже будет... дата вступления Кодекса в действие... Ввод Кодекса в действие — это довольно сложный механизм. Еще под Кодекс нужно принять десятки нормативных актов уровня Кабмина, которые изменят и упростят порядок оформления, приведут его в соответствие с европейскими нормативами... За ближайшие 3—6 месяцев... мы должны будем все привести в порядок. Мы ожидаем, что он вступит в действие месяца через три, максимум — с 1.01.2013 г.", — сказал В. Бондарь.

Справка. В декабре 2011 г. В. Янукович ветировал закон о Таможенном кодексе, принятый ВР 3.11.2011 г., внес свои замечания и предложил отстрочить дату вступления Кодекса в силу до 01.01.2013 г.

 

Транспорт" №35-36 (619-620) - 08.09.2010 г

 

Положение о пунктах пропуска через госграницу (Постановление КМУ от 18.08.2010 г. № 751. Извлечения)

Пункт пропуска через госграницу — специально выделенная территория на железнодорожных и автомобильных станциях, в морских и речных портах, в аэропортах (на аэродромах) с комплексом зданий, сооружений и технических средств, где осуществляются пограничный, таможенный и др. виды контроля и пропуск через госграницу лиц, транспортных средств, грузов  и другого имущества.

В случае возникновения потребности в осуществлении контроля с использованием погрузочно-разгрузочной и др. специализированной техники, применением технических и специальных средств контроля, использование которых в пунктах пропуска ограничено или невозможно, на территории отдельных железнодорожных станций, аэропортов (аэродромов), морских и речных портов могут создаваться пункты контроля. Пункты контроля, на которые распростра­няется действие этого Положения, могут функциони­ровать самостоятельно или для обеспечения деятель­ности в соответствующих пунктах пропуска.

Положение определяет порядок открытия, закры­тия (временного закрытия) пунктов пропуска через госграницу и пунктов контроля и их функционирова­ния.

Пункты пропуска классифицируются;

—   по категориям — международные (пропуск граждан, транспортных средств и грузов любых го­сударств); межгосударственные (пропуск граждан, транспортных средств и грузов Украины и сопредель­ного государства); местные (пропуск граждан Укра­ины и сопредельного государства, проживающих в приграничных областях (районах));

—   по видам сообщения — для автомобильного, железнодорожного, морского, пешеходного, воздуш­ного, паромного и речного;

—   по характеру транспортных перевозок — пасса­жирские, грузовые, грузопассажирские; для отдель­ных видов транспортных средств (военных кораблей, морских и речных судов); для отдельных видов опера­ций (перевалка грузов, проведение ремонтных работ и т.п.);

—    по режиму функционирования — постоянные, временные;

—    по времени работы — круглосуточные и рабо­тающие в определенное время.

Пункты контроля классифицируются:

—    по категориям — международные (пропуск граждан и транспортных средств любых государств, а также лиц без гражданства);

—   по видам сообщения — для железнодорожного, морского, воздушного, паромного и речного;

по характеру транспортных перевозок — пасса­жирские, грузовые, грузопассажирские; для отдель­ных видов транспортных средств (военных кораблей, морских и речных судов); для отдельных видов операций (перевалка грузов, проведение ремонтных и т.п.);

—  по режиму функционирования — постоянные, временные;

— по времени работы — круглосуточные и работающие в определенное время.

Открытие, закрытие (временное закрытие) пунктов пропуска и пунктов контроля осуществляется по решению КМУ.

Предложения относительно открытия (закрытия) пунктов пропуска и пунктов контроля могут вносить Минтранссвязи, Минобороны, Минагрополитики, Администрация Госпогранслужбы, ГТСУ, Минпромполитики, Совмин АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации.

Обязательное условие для открытия пунктов пропуска для автомобильного, железнодорожного, пешеходного, паромного (в отдельных случаях) и речного (в отдельных случаях) сообщения — заключение международного договора Украины с соответствующим сопредельным государством.

Пункт пропуска, пункт контроля может быть закрыт на основании:

—   международного договора Украины с сопредельным государством о прекращении сообщения через госграницу;

—   прекращения действия международного договора, стороной которого является Украина;

—            предложений центральных органов исполнительной власти относительно нецелесообразности или невозможности его дальнейшей деятельности.

Временное закрытие пункта пропуска, пункта контроля может осуществляться в случае:

—   проведения специальных противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий;

—   чрезвычайных ситуаций, которые препятствуют деятельности в пункте пропуска, пункте контроля;

—   нарушения правил и норм содержания зданий, помещений, сооружений, автодорог или их аварийного состояния;

—   проведения ремонтных работ и работ по реконструкции в пункте пропуска, пункте контроля.

Границы территории пункта пропуска (кроме местного), пункта контроля определяются и утверждаются приказом руководителя госоргана, предприятия, учреждения или организации, на земельном участке которого находится пункт пропуска, пункт контроля, по согласованию с начальником органа охраны госграницы, в зоне ответственности которого находится пункт пропуска, пункт контроля, и начальником соответствующей таможни.

Границы  территории  местного  пункта  пропуска определяются и утверждаются приказом начальника органа охраны госграницы, в зоне ответственности которого находится пункт пропуска, по согласованию с органом местного самоуправления.

Технические условия и проект строительства (реконструкции) пунктов пропуска, пунктов контроля со­гласовываются с Администрацией Госпогранслужбы, ГТСУ и Минтранссвязи.

Решение о проведении реконструкции пункта пропуска, пункта контроля принимается, как правило, не позднее чем за 1 год до ее начала.

Затраты на обустройство пункта пропуска, пункта контроля инженерными, техническими средствами проводятся за счет средств госбюджета, главными распорядителями которых являются соответствующие центральные органы исполнительной власти, подразделения которых образованы в пункте пропуска, пункте контроля.

Строительство (реконструкция), а также создание соответствующей инфраструктуры осуществляется за счет средств госбюджета, местных бюджетов и других средств, которые привлекались с этой целью.

Через 3—4 года в Украине будет электронная таможня, а через год ликвидирован "серый" импорт

В Украине планируется введение электронной таможни, что позволит многим субъектам хозяйствования осуществлять таможенные процедуры, не выходя за пределы своего офиса. Как сообщил журналистам в ходе визита в Днепропетровск глава ГТСУ И. Калетник, сроки реализации программы реформирования украинской таможни составляют 3—4 года.

По словам И. Калетника, в течение года ГТСУ намерена "пройтись" по 5 тыс. товарных позиций для искоренения мошенничества при импорте товаров в Украину. "Мы уверены, что через год уплата таможенных платежей по каждому товару, каждой группе товаров будет осуществляться так, как этого требует закон", — заявил он.

По мнению И. Калетника, его ведомству удалось серьезно перекрыть контрабанду товаров в Украину. Предпринимаются меры по перекрытию "серого" импорта. Результатом этой работы стал рост таможенных платежей в бюджет, сообщает ugmk.info.

По данным И. Калетника, ежедневно таможенная система Украины перечисляет в госбюджет 350 млн грн., что на 120 млн грн. больше ежедневных поступлений в 2009 г. Ежемесячно таможенные платежи в бюджет составляют около 8 млрд грн.

 

С появлением Таможенного союза в Беларуси возрос автотранзит

Таможенный союз стал двигателем внешнеэконо­мической деятельности его участников. По данным Государственного таможенного комитета Беларуси, объем автотранзита товаров увеличился к прошлому году почти на четверть.

По мнению таможенников, для Беларуси выгода очевидна, т.к. для местных производителей открыт выход на значительные по потреблению рынки Казах­стана и России. Главная задача в настоящее время — не дать устроить белорусские каналы контрабандис­там, которые пытаются ввозить товар из Китая.

Опасения насчет того, что в страну хлынет бытовая техника из Европы, не оправдались, хотя правила ее ввоза для физлиц и упрощены, сообщает vch.ru.

 

"Транспорт" №28 (612) - 14.07.2010 г

 

Зона свободной торговли с ЕС будет открыта в 2011 г.

 

Договор о зоне свободной торговли с Европейским Союзом Украина может подписать в 2011 г. Об этом 13.07.2010 г. заявил министр экономики В. Цушко. "Думаю, что подпишем  в 2011 г., но будет очень хорошо, если это произойдет раньше. Я хочу, чтобы с 1.01.2012 г. у нас с Евросоюзом был безвизовый режим и договор о свободной торговле", — сказал министр.

При этом В. Цушко отметил, что "наши европейские партнеры просто не были готовы к той скорости, которую взяла Украина Причина даже не в нас, просто наши партнеры в ЕС опешили, так как про новую власть раньше говорили — они поведут страну на восток. А оказалось, что мы хотим в Европу, поэтому растерянность такая", сообщают Подробности.

Справка. Украина и ЕС начали переговоры о новом базовом соглашении 5.03.2007 г., а переговоры о создании зоны свободной торговли — 18.02.2008 г. На саммите Украина—ЕС 9.09.2008 г. было решено, что новое будет иметь название "соглашение об ассоциации" и будет включать в себя создание зоны свободной торговли.

 

"Транспорт" №13-15 (597-599) - 07.04.2010 г.

 

Украина: новые таможенные правила не способствуют привлечению транзита

 

С 13.04.2010 г. вступают в силу изменения к порядку таможенного контроля грузов на границах Украины. Перемещение через границу будет проходить лишь после таможенной проверки всех задекларированных сведений, в т.ч. о цели и маршруте перемещения как груженых, так и порожних вагонов. Декларируется также и сам подвижной состав как товар по внешнеэкономическому договору купли-продажи, по обмену, аренде или лизингу.

Главной бумагой станет "натурный лист" — документ, используемый для номерного учета вагонов на станциях в случае, если одна дорога передает вагоны другой. Там же содержатся сведения о массе вагонов, длине поезда, пунктах отправки и назначения и средствах идентификации.

По мнению начальника службы коммерческой работы и маркетинга Львовской дороги В. Конюка, несмотря на то, что "в общем, ничего нового в правилах нет", правила не способствуют притоку транзитных грузов в Украину, они обрекают грузовладельца на массу согласований, многочасовую потерю времени.

Это мнение разделяет и гендиректор "Укрзалізниці" М. Костюк. Он, в частности, отмечает: грузоотправитель, наталкиваясь на множество контрольных процедур, ищет другой маршрут.

Примечание. Свести к минимуму время проверок, а также денежные страховые гарантии доставки транзитных грузов призваны были специальные регулирующие акты, о введении которых перед правительством ходатайствовала "УЗ".

По словам руководителя экспертной группы консорциума "Менеджмент консалтинг групп" Д. Подтуркина, в конце прошлого года правительство распорядилось о возвращении дорогам статуса таможенного перевозчика. Это помогло бы привлечь выгодные подакцизные грузы без дополнительных страховых платежей, которые сегодня собирают с грузовладельцев банки или коммерческие структуры. Но статуса так и нет.

По наблюдениям экспертов, в приграничных пунктах Чоп, Ягодин, Шегини, Краковец созданы грузовые терминалы, принадлежащие разным коммерческим структурам. Они нередко берут на себя функции контроля и оформления документов на транзит, самостоятельно устанавливают более высокие тарифы. Кроме того, при оформлении некоторые службы необходимо посетить 2—3 раза. Таким образом, получается, что в Украине оформление транзитных документов обходит­ся в 6 раз дороже, чем, например, в Беларуси, сообщает Гудок.

Д. Подтуркин отмечает: "При предыдущем правительстве отношения с таможней у железной дороги были сложные, ни одно предложение оптимизации таможенного законодательства в области ж/д перевозок, по сути, не внедрилось". С новым руководством наметились направления изменений — к созданию общетранзитных потоков, обеспечению общих транзитных коридоров Россия—Европа через Украину. Есть надежда, что действующий контрольно-пропускной порядок пересмотрят.

 

"Транспорт" № 4 (536) - 28.01.2009 г.

 

Венгрия усиливает контроль за взиманием акцизного сбора
 
 Согласно сообщению Минтранса Венгрии от 13.11.2008 г. № КНЕМ/4962/1/2008 о венгерской системе контроля за взиманием акцизного сбора, изъятии автомобилей и условиях их возврата, для идентификации подакцизных товаров, за которые не были уплачены налоги и пошлины, венгерские таможни могут останавливать ТС для проверки их груза и сопроводительных документов, проверять количество, происхождение, статус обложения акцизом перевозимых товаров и бесплатно брать образцы товаров. Если в ходе контроля статус налогообложения подакцизных товаров или статус перемещения на условиях временного ввоза не указан в соответствующей форме (инвойсе, сопроводительных и таможенных документах, штампе об уплате пошлины и пр.) грузы и средства для использования, хранения и транспортировки товаров должны быть изъяты таможнями Венгрии. К тому же таможня может изъять любой товар, за исключением животных, которые могут использоваться в качестве доказательства.
 Конфискация средств, которые используются для утилизации, хранения или транспортировки, не обязательна, если количество продукта не превышает коммерческое количество, определенное ст. 110 (5) "Закона об акцизе" Венгрии и не переработано с целью совершения незаконных действий в отношении акцизного регулирования, и в случае если нарушитель совершил это впервые.
 Изъятие должно ограничиваться резолюцией таможни, а активы для утилизации, хранения и транспортировки могут быть возвращены, если они больше не нужны для рассмотрения вопроса.
 По отношению к ТС, завершение конфискация является условной и означает, что владелец в письменной форме задекларировал то, что не подозревал о неправомерном использовании своего ТС. Процедура конфискации может быть завершена, если владелец ТС предоставит декларацию и выяснение фактов станет возможным без дальнейшего изъятия ТС, или докажет, что акцизный штраф был уплачен.
 Изъятые средства могут быть возвращены лицу, которое безусловно подтвердит право собственности на них. Дальнейшим условием возврата является оплата за хранение ТС. Если средства не были забраны на протяжении 60 дней после объявления решения о завершении процедуры, эти средства могут быть реализованы венгерскими таможнями, сообщает Департамент организации перевозок и информационного обеспечения Секретариата АсМАП.

 

"Транспорт" № 3 (535) - 21.01.2009 г.

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ

Изменения в порядок оформления ж/д перевозок
Приказ от 1.12.2008 г. № 1454
"Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства транспорта Украины"
(Зарегистрирован в Минюсте 24.12.2008 г. под № 1227/15918)


Вносятся изменения в Правила пользования вагонами и контейнерами, приема/выдачи грузов, оформления перевозочных документов, расчетов за перевозку, планирования перевозок (приказы Минтранса от 25.02.1999 г. № 113, от 21.11.2000 г. № 644, от 20.08.2001 г. № 542, от 28.05.2002 г. № 334, от 9.12.2002 г. № 873, от 18.04.2003 г. № 299).
Вносимые изменения в Правила и формы документов, которыми оформляются соответствующие операции на ж/д транспорте, носят редакционный характер и связаны с:
— разделением платы за пользование вагонами, подачу/забирание вагонов, прием/выдачу контейнеров, за маневровую работу;
— созданием расчетных центров в подразделениях железных дорог, ведущих учет поступлений средств на лицевой счет плательщика и использования их плательщиком для оплаты перевозок и предоставленных железной дорогой услуг.

Защита от недобросовестной конкуренции

Закон от 18.12.2008 г. № 689-VI
"О внесении изменений в Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции"


Установлено, что отношения, связанные с защитой от недобросовестной конкуренции, регулируются в т.ч. Парижской конвенцией об охране промышленной собственности от 20.03.1983 г. и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено ВР.
Из действий, квалифицируемых как создающие препятствия хозсубъектам в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции, исключены:
— купля-продажа товаров, выполнение работ, предоставление услуг с принудительным ассортиментом;
— склонение хозсубъекта к расторжению договора с конкурентом.
Склонением поставщика к дискриминации покупателя является побуждение поставщика конкурентом покупателя к применению поставщиком к покупателю невыгодных условий в хоздеятельности по сравнению с конкурентами покупателя (ранее — к предоставлению поставщиком конкуренту покупателя определенных преимуществ перед покупателем без достаточных на то оснований).
Антиконкурентные действия дополнены положением о распространении информации, вводящей в заблуждение.
Повышен размер штрафа за совершение антиконкурентных действий — до 5% дохода от реализации хозсубъекта за год, предшествовавший году, в котором налагается штраф (ранее — до 3%).
Если дохода нет или ответчик не предоставил сведения о его размере, штраф налагается в размере до 10 тыс. нм (ранее — до 5 тыс. нм).
Исключена ответственность:
— в виде штрафов на юрлиц и общественные организации, которые не являются хозсубъектами;
— административная ответственность граждан.
Дела о возмещении ущерба от антиконкурентных действий рассматриваются судом.
Установлено, что срок давности по делам о недобросовестной конкуренции составляет 3 года.

Таможенный тариф

Закон от 17.12.2008 г. № 676-VI
"О внесении изменений в Закон Украины "О Таможенном тарифе Украины"


Вступает в силу со дня опубликования. 14.01.2009 г. опубликован в Голосе Украины до позиции 8212 УКТ ВЭД. Окончательная публикация — 15.01.2009 г.
Установлены особенности применения специфических и комбинированных ставок ввозной пошлины — при начислении сумм пошлины в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом первичной тары (упаковки), которая неотделима от товара до его потребления.
В 1,2—2 раза повышены ставки ввозной пошлины на мясо птицы, свинину, говядину, баранину, конину и т.п. и субпродукты из них.
Установлена нулевая ставка пошлины на низкосортную морскую рыбу и морепродукты. На ценные породы рыб (в т.ч. лососевые) ставки понижены в 2 раза.
На молоко и молочные продукты и яйца установлена 10%-ная ставка пошлины, на мед — 12%.
Вместо специфических ставок пошлины на овощи, фрукты и злаки установлены общие.
Ставки пошлины на пшеничную муку установлены на уровне 15%, прочую — 20%, на крупы и хлопья из злаков — в среднем 20%.
Семена рапса освобождены от пошлины. На семена масличных культур пошлина снижена в среднем в 2 раза.
Установлены специфические ставки пошлины на вина и коньячные напитки, спирт и спиртовые дистилляты, бензины.
На табак общая ставка ввозной пошлины составляет 1%.
Ставки пошлины на шины и покрышки снижены в 2—3 раза и составляют в среднем 10—15%.

"Транспорт" № 1-2 (533-534) - 14.01.2009 г.

 

Минюст считает неправомерным Временный порядок деятельности таможенных брокеров
 
 Минюст направил Первому вице-премьеру письмо, согласно которому приказ ГТСУ о временном порядке деятельности таможенных брокеров, в т.ч. о порядке подтверждения ими своей квалификации, не подавался на госрегистрацию и, соответственно, не вступил в силу. Об этом также проинформирована сама ГТСУ.
 Справка. Порядок был утвержден приказом ГТСУ от 26.11.2008 г. №1134. В Минюсте зарегистрирован не был. Приказом от 30.12.2008 г. № 1500 (также не был зарегистрирован в Минюсте) ГТСУ внесла изменения в порядок и продлила его действие до 1.02.2009 г.
 Примечание. ГТСУ разработала проект совместного с Госкомпредпринимательства приказа об утверждении лицензионных условий деятельности таможенного брокера. В учредительных документах хозсубъекта должен быть указан вид посреднической деятельности таможенного брокера. Брокер должен иметь в штате представителя таможенного брокера или же заключить с ним трудовое соглашение. О соответствии оговариваемых проектом квалификационных требований к представителю таможенного брокера свидетельствует удостоверение, выданное таможенным учебным заведением. Приказом оговариваются условия приостановки или аннулирования действия лицензии брокера. Таможенный брокер должен застраховать собственную деятельность на сумму не менее 2 тыс. н.м. (34 тыс.грн.).
 По данным Экономических известий, в настоящее время свидетельства таможенных брокеров получили 500 юрлиц из 1852, которые в 2008г. были зарегистрированы в качестве брокеров.

 
 К теме:
 Ассоциация таможенных брокеров Украины, Ассоциация международных экспедиторов Украины и Ассоциация экспедиторских организаций "Укрвнештранс" в интересах и от лица своих членов обратились к Президенту Украины и Первому вице-премьер-министру Украины относительно грубого пренебрежительного отношения ГТСУ к правам таможенных брокеров Украины и их свободе в осуществлении ими предпринимательской таможенно-брокерской деятельности.
 Как отмечено в обращении, "постоянные волюнтаристско–ведомственные, единоличные, непрофессиональные действия ГТСУ" могут привести к остановке этого вида предпринимательства вообще, что может повлечь за собой "коллапс во внешнеэкономических связей Украины и отрицательно повлияет на реализацию ее транзитного потенциала".
 Руководители ассоциаций подчеркивают, что при полном игнорировании требований Закона о лицензировании деятельности таможенного брокера, ГТСУ активно внедряет свой приказ от 26.11.2008 г. № 1334 "Об утверждении временного Порядка деятельности таможенных брокеров и их представителей", который не прошел предусмотренные Законом Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" и Конституцией Украины процедуры по официальному оповещению, общественному обсуждению и госрегистрации в Министерстве юстиции Украины. Все эти действия осуществляются в пользу предприятия, созданного распоряжением КМУ от 17.04.2008 г. № 622-р "Об образовании государственного предприятия "Украинский грузовой комплекс".
 В обращении к Президенту Украины подчеркивается, что все предшествующие действия и обращения ассоциаций относительно введения сложившейся ситуации в правовое поле ни со стороны Правительства, ни со стороны других органов госвласти не дали положительных изменений в решении данной проблемы.
 Руководители ассоциаций обратились с просьбой к Президенту Украины поручить Генпрокуратуре Украины и АМКУ "остановить своеволие ГТСУ, которое стало возможным из-за молчаливого содействия со стороны КМУ".

Лицензия серии АВ №416503 выдана Министерством транспорта и связи Украины 19.08.2008 г.


Уважаемые посетители сайта! Мы постоянно работаем над усовершенствованием нашего сайта.  

Будем рады получить Ваши предложения по адресу: office@interport.com.ua