|
-
РЖД проводит круглый стол о
реформе железнодорожного транспорта
27.11.2009
(11:32)
"Реформа железнодорожного транспорта 2010. Рынок или
монополия?"
РЖД сегодня проводят круглый стол. На повестке дня - будущее
грузовых и пассажирских перевозок, передает ПРАЙМ-ТАСС.
На этой неделе РЖД объявили о создании новой дочки -
Федеральной пассажирской компании с уставным капиталом почти
137 миллиардов рублей. Так что на рынке перевозок -
по-прежнему один игрок. И он диктует правила.
У РЖД останутся только рельсы и локомотивы. Федеральной
пассажирской компании (ФПК) отойдут весь парк вагонов,
вагоноремонтные депо, административные здания, кассы и
терминалы. В будущем - и штат машинистов. Дочку для
пассажирских перевозок РЖД создает по принципу Первой
Грузовой компании (ПГК). Она появилась в 2007 и должна была
обеспечить конкурентоспособность в отрасли, поскольку
другими собственникам подвижного состава невозможно было
соперничать с РЖД, как естественным монополистом. С помощью
ФПК головной офис избавится от перекрестного субсидирования,
говорят эксперты. Сейчас пассажирские перевозки
финансируются за счет грузовых. И выделение этого бизнеса в
отдельную компанию позволит увеличить прозрачность.
Будет видно, куда уходят деньги и сколько компания
зарабатывает на пассажирских перевозках, сказал в интервью
Business FM директор аналитического департамента УК
Ингосстрах инвестиции Евгений Шаго: "Если компания активно
займется повышением рентабельности пассажирских перевозок,
безусловно, это отразится на ценах, они увеличатся. Но,
скорее всего, в ближайших планах такого нет. Более разумный
способ повышения прибыльности этой компании - это, все-таки,
не увеличение цен, которые давно уже конкурируют с
авиационным транспортом, а все-таки, сокращение издержек,
создание федеральной пассажирской компании, как отдельного
юридического лица".
ФПК будет контролировать издержки и возможно приведет к
рентабельности пассажирского бизнеса. Однако на ближайший
год таких планов строить не стоит, говорят эксперты.
Пассажиропоток по-прежнему падает (сейчас минус 11
процентов), цена не снижается. И при этом никакой
конкуренции.
Частные пассажирские перевозчики на железных дорогах России
представлены чисто символически - их доля на рынке всего
полпроцента, остальное контролирует РЖД, и о демонополизации
говорить не приходится, хотя такой сценарий рассматривается,
говорит партнёр компании "ФБК" Игорь Николаев: "С созданием
ФПК, во всяком случае, в обозримой перспективе, появляется
шанс, что до 10% пассажирооборота будет у независимых
перевозчиков. Цифра, 10% пассажирооборота, которую
собираются отдать независимым перевозчикам, в общем-то,
особо ничем не обоснована. И, в данном случае, я считаю, это
определённый недостаток. А почему не 15, не 20%? Но, как я
уже сказал, что лучше такое начало по демонополизации, чем
вообще никакого".
Сколько в итоге РЖД отдаст частникам, пока не известно. Как
и то, кого пустят на рынок. Однако будущее у частых
перевозчиков в России есть, говорят эксперты. Но только на
отдельных направлениях, где можно быстро заработать и
окупить инвестиции - как вариант - аэроэкспрессы. У РЖД есть
два сценария развития Федеральной пассажирской компании. В
первом - дочка железных дорог получит почти 260 миллиардов
рублей инвестиций. По второму - амбициозному плану - 442,5
миллиарда. И это в течение 2010-12-ого годов. Разницу в
цифрах эксперты связывают с тем, что до сих пор не определён
источники финансирования.
|
|
|
|
|
|
|
|